Финансовая академия при Правительстве РФ

Учебно-методическое объединение вузов по специальностям:
060400 «Финансы и кредит»,  060500 «Бухгалтерский учет и аудит»,
060600 «Мировая экономика»

Закрытое акционерное общество «1С»

 

 

Научно-практическая конференция
«Использование программных продуктов фирмы «1С»
в учебных заведениях
»

 

 

 

 

Мастер-класс «Проектирование информационной системы бухгалтерского учета в среде «1С:Предприятие 8.0»

 

 

Раздаточный материал

 

Автор: профессор Чистов Д.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2006


Цель занятия

Закрепить теоретические знания по проектированию прикладных информационных систем, полученные студентами в рамках курса «Информационные системы в экономике». Для этого студентам предлагается с использованием встроенных средств проектирования «1С:Предприятие 8.0» разработать фрагмент информационной системы бухгалтерского учета гипотетического предприятия.

Описание объекта автоматизации

Предприятие «Галс» занимается торговой деятельностью

Предприятие проводит операции купли-продажи с несколькими поставщиками и несколькими покупателями

На предприятии имеется несколько складов

Товары приходуются и хранятся на складах

Бизнес-процессы

Требуется автоматизировать учет следующих операций.

1. Поступление товаров от поставщиков на склад

2. Отпуск товаров со склада покупателям

3. Контроль наличия и движения товаров по складам

 

 

Необходимо разработать Информационную систему оперативного и бухгалтерского учета движения товаров на предприятии.

Схема документооборота

 Оперативный учет

Постановка задачи на проектирование

 

1. Разработать регистр сведений «Поставки товаров» для регистрации фактов поступления товара от поставщиков следующей структуры:

Дата/время

Поставщик

Товар

Склад

Количество товара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предусмотреть наличие справочников для хранения информации о поставщиках, товарах, складах

Ввести данные (8-10) строк в разработанный регистр

2. Разработать регистр накопления «Запасы товаров» для учета прихода-расхода товара на складе следующей структуры:

Регистратор

Склад

Товар

Стоимость

Количество товара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Разработать документ  «Приходный ордер» для регистрации операций поступления товаров на склад в регистре накопления «Запасы» следующей структуры:

Товар

хххххххххххх

Склад

хххххххххххх

Количество

ххххххххх.хх

Цена

ххххххххх.хх

 

4. Разработать отчет «Движение товаров за период по складу»

 

Товар

Единица
Измерения

Остаток на начало

Приход

Расход

Остаток на конец

Сумма

Кол-во

Сумма

Кол-во

Сумма

Кол-во

Сумма

Кол-во

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:                           *****                       *****                 *****                    *****

 

Необходимо:

обеспечить, чтобы период формирования отчета и склад задавались в диалоге пользователем

упорядочить информацию по товарам в алфавитном порядке

предусмотреть формирование итогов по колонкам с суммовыми данными

 

Создание новой информационной базы

 

1. В окне запуска программы кнопкой Добавить переходим в режим добавления новой базы

2. Выбираем режим создания новой информационной базы

3. Указываем на необходимость создания пустой информационной базы – базы с пустой конфигурацией и без данных.

4. Указываем имя создаваемой базы

5. Указываем путь к каталогу,  в котором будет храниться база

6. Входим в программу в режиме «Конфигуратор»

 

 

7. Открываем Дерево конфигурации через меню «Конфигурация - Открыть конфигурацию»

 

Создание справочников

 

8. На группе объектов «Справочники» нажатием правой кнопки мыши обращаемся к контекстному меню, где выбираем функцию «Добавить»

9. В окне редактирования свойств справочника на закладке «Основные» вводим имя справочника «Поставщики»

 

 

 

 

Самостоятельно

10. Введите Справочники «Товары» и «Склады»

 

 

См. п. 8-9

Создание регистра сведений

11. Вводим наименование регистра сведений «Поставки товаров»

12. Устанавливаем периодичность регистрации событий «В пределах секунды»

На закладке «Данные»:

13. Вводим измерение с именем «Поставщики»

            для которого

14. указываем тип данных «Справочник.Ссылка. Поставщики»

 

Самостоятельно

15. Аналогично введите измерения  «Товары» и «Склады»

16. В справочник «Товары» добавьте реквизит «Единица измерения». В справочник «Поставщики» добавьте реквизит «Полное наименование».

 

 

См. п. 13-14

 

 

17. Добавляем новый ресурс «Количество», для которого устанавливаем тип «Число»

 

 

В режиме «Конфигуратор» меню: «Сервис - 1С:Предприятие»

18. Для проверки работы созданных объектов входим в режим «1С:Предприятие»

В режиме «1С:Предприятие» меню: «Операции – Справочник»

19. Обращаемся к списку справочников

20. Открываем справочник «Поставщики»

 

Самостоятельно

21. В пользовательском режиме ведите в справочник «Поставщики» несколько поставщиков:

Код

Наименование

Полное наименование

1

ВАН

ЗАО «Ваня и Ко»

2

МММ

АО МММ

3

Лука

ГУП «Лука Пачиолли»

И др.

22. В справочник «Склады» введите два склада с наименованиями:

- первый

- второй

23. В справочник «Товары» введите два наименования товаров и их ед. измерения.

Код

Наименование

Ед. изм.

1

Спирт

Литр

2

Сахар

Кг

 

 

 

 

24. Введем несколько записей в регистр сведений «Поставки товаров»

25. Добавляем в конфигурацию новое перечисление «ЕдиницыИзмерения» со значениями:

Кг

Шт

Литр

Тонна

 

Самостоятельно

26.  В справочнике «Товары» на закладке «Данные» добавьте новый реквизит «ЕдиницаИзмерения».Для реквизита «Единица измерения» установите тип данных «Перечисления.Ссылка.ЕдиницыИзмерения»

27. В режиме «1С:Предприятие» в справочнике «Товары» для реквизита «Единица измерения» установите новые значения реквизитов выбором из списка «Единицы измерения»

 

 

 

 

Создание регистра накопления

28. В дерево конфигурации добавляем новый регистр накопления «Запасы товаров»

 

29. Устанавливаем измерения:

Склад, Товар

30. Устанавливаем ресурсы:

Стоимость, количество

Создание документа

31. В дерево конфигурации добавляем новый документ «Приходный ордер»

32. Определяем реквизиты документа:

            Поставщик

            Товар

            Склад

            Количество

            Цена

33. Указываем, что данный документ выполняет движения в регистре накопления «Запасы товаров»

34. Нажатием кнопки «Конструктор движений» переходим  в режим формирования правил проведения документа

35. Указываем тип движения регистра - «Приход»

36. Заполняем выражения для «расчета» реквизитов записи в регистре накопления

37. Конструктор создал программный код по формированию записей о движениях в регистре накопления.

Просмотреть, исправить, а также скопировать фрагменты этого кода в последствии можно на закладке «Прочие», нажатием кнопки «Модуль объекта»

 

Самостоятельно

38. В режиме «1С:Предприятие» введите несколько движений в регистр накопления «Запасы товаров»

39. Добавьте в конфигурацию новый документ «Расходный ордер», который бы выполнял движения по расходу в регистре накопления «ЗапасыТоваров»

 

 

 

 

Разработка отчета

 

40. В дерево конфигурации в ветку «Отчеты» добавляем новый отчет с наименованием «Движение товаров»

41. Обращаемся к конструктору выходной формы, который поможет нам создать новую форму отчета

 

 

42. Выбираем две таблицы, данные из которых будут представлены в отчете:

1) «Справочник» - «Товары», из которой возьмем наименование товара и единицу измерения

2) «Регистр накопления» - «Запасы товаров» - «Остатки и обороты», из которой возьмем  информацию о суммовой и количественной оценке остатков и оборотов товаров.

 

 

 

43. Выбираем из таблиц конкретные реквизиты, которые требуется представить в отчете

44. На закладке «Связи» можем убедиться, что конструктор сам правильно связал две таблицы по значению поля «Товар.Ссылка» связью «многие-к-одному».

Так что никаких изменений на этой закладке можно не делать

45. На закладке «Таблицы и поля» устанавливаем параметры виртуальной таблицы.

Имена переменных, значения которых будут задаваться, начинаются с символа «&».

 

46. На закладке «Объединения/Псевдонимы» имеется возможность изменить порядок следования полей, например, чтобы он соответствовал порядку размещения реквизитов в форме отчета.

Также здесь можно изменить имена полей.

47. На закладке «Порядок» устанавливаем поля, по которым будет выполняться сортировка, и порядок сортировки

48. На закладке «Итоги» устанавливаем необходимость расчета общих итогов по документу, а также указываем поля, по которым формируются итоги.

49. На закладке «Отчет» устанавливаем  параметры представления отчетных данных и использование построителя отчетов

50. На закладке «Выходная форма» устанавливаем текст заголовка выходной формы, определяем типы задаваемых параметров отчета (см. п. **).

Также можем изменить порядок следования задаваемых параметров, что будет соответствовать расположению этих параметров в экранной форме отчета.

 

 

 

51. Завершить работу с конструктором следует нажатием кнопки ОК, в противном случае все произведенные действия не будут сохранены!!!

52. Автоматически отображается разработанный конструктором макет печатной формы отчета, в который можно внести изменения, «разукрасить» его, поменять порядок следования колонок и т.п., аналогично тому, как это делается в табличном процессоре Excel.

 

53. В последствии также можно будет обратиться к макету формы через закладку «Макеты»

54. Автоматически отображается разработанная конструктором форма отчета, в которую можно внести изменения: изменить порядок расположения полей, их размер, подписи и т.п.

В последствии также можно будет обратиться к форме отчета через закладку «Формы» для внесения новых изменений

55. Сформируем отчет в режиме «1С:Предприятие» для проверки его работоспособности

 

 

 

 

 

Самостоятельно

Самостоятельно разработайте два отчета

1. Остатки товаров на складе

Реквизитный состав:

Склад

Наименование товара

Единица измерения

Количество

Сумма

2. Средняя учетная цена товаров

Реквизитный состав:

Наименование товара

Средняя учетная цена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Бухгалтерский учет

Создание Плана счетов и Плана видов характеристик

 

1. Создаем план видов характеристик с именем «СубконтоБухучета»

2. Определяем в качестве возможных типов значений характеристик справочники:

            «Поставщики»,

            «Товары»,

            «Склады»

3. Для этого установим флажок «Составной тип данных»,

4. а также флажки по каждому типу данных, включаемых в составной тип

 

5. Войдем в режим ввода предопределенных видов характеристик через закладку «Прочие» или по кнопке «Действия».

6. В форме ввода предопределенных видов характеристик путем добавления новых строк введем виды субконто:

            «Склады»

            «Поставщики»

            «Товары»

7. Для каждого вида субконто определим его тип – соответствующий справочник, предназначенный для хранения информации об объектах учета

 

 

8. Создадим новый план счетов с наименованием «План счетов бухучета»

 

9. Определяем для этого плана счетов набор возможных видов субконто из Плана видов характеристик «Субконто бухучета» (1)

 

10. Устанавливаем максимальное количество субконто на счетах бухгалтерского учета, равное двум (2)

 

11. Установим признаки учета по субконто – суммовой и количественный (3)

12. Войдем в режим ввода предопределенных счетов через закладку «Прочие» или по кнопке «Действия».

13. В форме ввода предопределенных счетов путем добавления новых строк введем следующие счета:

41 Товары (активный, с аналитическим учетом по двум видам субконто: Товары и Склады»

51 Расчетный счет (активный, без аналитики)

60 Поставщики (активно-пассивный с аналитическим учетом по субконто «Поставщики»)

 

 

 

 

Самостоятельно

14. В план видов характеристик добавьте новый вид субконто «Покупатели» и соответствующий ему справочник  «Покупатели», аналогичный справочнику «Поставщики»

15. Добавьте новый счет в План счетов «Покупатели» с кодом 62, аналитический учет ведется по субконто «Покупатели»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Откроем план счетов в режиме «1С:Предприятие», убедимся в правильности ввода информации, определим какие параметры предопределенных счетов можем изменить в режиме ведения учета

 

 

Самостоятельно

17. Введите новый счет

50 Касса (активный, без аналитики)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Создадим новый регистр бухгалтерии «с наименованием «РегистрБухгалтерии».

19. На закладке «Основные» установим, что данный регистр связан с планом счетов «ПланСчетовБухучета» И поддерживает корреспонденцию счетов.

20. На закладке «Данные» установим, что учитываемыми ресурсами в регистре бухгалтерии будут являться сумма и количество. То есть, тем самым, организуем ведение суммового и натурального учета в регистре бухгалтерии.

21. Добавим один дополнительный реквизит – «Содержание операции» для ввода и хранения текста, поясняющего смысл операции.

22. На закладке «Регистраторы» установим, что записи в регистр бухгалтерии  вводятся при помощи двух документов «Приходный ордер» и «Расходный ордер»

23. На закладке «Формы» выполняется редактирование формы представления записей в регистре бухгалтерии. Здесь можно определить, какие графы, и в каком порядке будут отображаться в регистре бухгалтерии. Предлагается разместить субконто для дебетуемого и кредитуемого счетов в одной колонке в две строки.

Добавим в документ «Приходный ордер» движение по регистру бухгалтерии

24. В окно редактирования свойств документа «Приходный ордер» на закладке «Движения»:

а) отметим, что документ выполняет движение в регистре бухгалтерии

б) регистр бухгалтерии будет автоматически добавлен в список регистров, в которых производятся движения этим документом

в) нажатием кнопки «Конструктор движений» выполним запуск конструктора движений  

25. В диалоге конструктора движений:

а) нажатием соответствующей пиктограммы «Добавить» добавим в список регистров «РегистрБухгалтерии»

б) В списке «Регистры» позиционируемся на строке «РегистрБухгалтерии»

в) Выберем в качестве счета дебета счет «ПланыСчетов. ПланСчетовБухучета.Товары», а счета кредита - ПланыСчетов.ПланСчетовБухучета.По­ставщики

г) введем формулы расчета значений полей проводки

 

Самостоятельно

В документы «Приходный ордер» и «Расходный ордер» добавьте движения, выполняемые этими документами в регистре бухгалтерии

Для документа «Приходный ордер» :

Дебет –

            Счет - 19 «НДС»

Кредит - 

            Счет  - 60 «Поставщики»

            Субконто 1 – «Поставщики»

Сумма – Количество*сумма*СтавкаНДС/100

Содержание – «Оплачен НДС»

 Для документа «Расходный ордер» две записи (проводки) :

Первая проводка

Дебет –

            Счет  - 90 «Продажи»

Кредит - 

            Счет - 41 «Товары»

            Субконто 1 – «Товары»

            Субконто 2 – «Склады»

Сумма – Запрос по товару(ОстатокСумма/ОстатоКоличество)*Количество продано

Количество – Количество

Содержание – «Списание себестоимости»

Вторая проводка

Дебет –

            Счет – «62 «Покупатели»

Кредит - 

            Счет  - 90 «Продажи»

Сумма – Цена*Количество

Количество – Количество

Содержание – «Списание себестоимости»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz